История Городского Народного театра «Юность» корнями своими уходит в далёкие 20-е годы. На многотрудном его творческом пути были взлёты и падения, признание и забвение. Но весь путь этот привёл к сегодняшней сути театра, к его сегодняшнему настоящему.

В начале 60-х годов драматический коллектив Дворца культуры имени В. И. Ленина горловской шахты «Кочегарка» возглавил режиссёр Всеволод Андреевич Факов. Он собрал вокруг себя молодых любителей театра, среди которых были Варвара Алексеевна Луговская, Николай Васильевич Печерских, Софья Михайловна Лейзерович, Игорь Дмитриевич Галькевич. Они уже ушли из жизни, но нынешние ведущие актёры «Юности» с теплотой вспоминают о том, что им посчастливилось играть на сцене с этими выдающимися ветеранами сцены. А тогда, в 60-е, В. А. Факов зажёг в них творческий огонь, который с годами не угасал, а разгорался всё ярче и ярче. С каждой новой работой росло мастерство самодеятельных актёров, росло признание зрителей. А постановкой спектакля «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского театр убедил специалистов и общественность в том, что он вырос в своеобразный, зрелый творческий коллектив. И в 1964 году решением Президиума Укрсовпрофа ему было присвоено звание «Народный».

С приходом в театр (1972 г.) молодого режиссёра Валерия Труфанова, коллектив испытывает большой творческий подъём. 

Первой постановкой театра, принесшей театру успех на областной театральной декаде 1973 года, был спектакль по пьесе Р. Каугвера «Свой остров». Спектакль очень тепло приняли зрители Горловки и Донецка. Он получил высокую оценку жюри и стал лауреатом. 

«Свой остров» - в этом названии заключено вполне определённое и немаловажное для самого театра содержание. Ведь юность всегда ищет в жизни точку приложения своих сил, ума и способностей, - «свой остров» - где бы они могли творить прекрасное. Основная творческая задача театра «Юность» как раз и заключается в создании таких спектаклей, в которых их герои ищут «свой остров» в океане жизни, сомневаются, спорят, ошибаются и всё-таки находят своё место в жизни. 

Блистательные спектакли В. С. Труфанова неоднократно становились лауреатами «Донецкая театральная весна»: 

1974 г. – А. Арбузов «Таня»  Лучшая женская роль: О. Богданова – Таня. 

1975 г. – В. Розов «Вечно живые» 

1976 г. – Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» 

1977 г. – И. Шток «Божественная комедия» 

1978 г. – Л. Толстой «Власть тьмы»  Лучшая женская роль: О. Богданова – Анисья.  Лучшая мужская роль: Н. Демиденко – Никита. 

1979 г. – В. Аграновский «Остановите Малахова!»  Лучшая женская роль: О. Богданова – Журналистка.  Лучшая мужская роль К. Добрунов – Малахов.  

1980 г. – М. Шатров «Синие кони на красной траве» 

1981 г. – В. Маяковский «Клоп…ы»  Лучшие мужские роли:  И. Букатко – Присыпкин,  К. Добрунов – Баян. 

1982 г. – Т. Ян «Девочка и апрель»  Лучшая женская роль: И. Кравченко – Варя. 

В 1977 году Народный театр «Юность» становится лауреатом Первого Всесоюного фестиваля художественного творчества трудящихся (Большая золотая медаль). 

В 1978 году театру присвоено имя 60-летия Ленинского комсомола, занесён в книгу Почёта Донецкого комсомола. 

Валерий Семёнович Труфанов вырастил плеяду замечательных актёров и актрис: Ю. Добров, Н. Демиденко, П. Яшкин, Л. Чупис, Л. Дьяченко, Н. Тяжкороб, Н. Гримайло, В. Яворская, Е. Исаев, А. Ерёмина, Д. Шевцов, И. Кравченко, А. Ефремов, П. Нехаенко, Н. Ильницкая, С. Букай, Т. Сылка, В. Короткий, В. Евсеенкова, И. Михайлюк, Т. Пестова, Л. Серова, Л. Кондаурова, Л. Суббота, Е. Олейник, М Демаш, Ю. Смирнов и другие. 

Многие воспитанники Валерия Семёновича стали знамениты на бескрайних просторах бывшего Советского Союза: 

- И. Пехович – актёр театра на Таганке, 

- Ж. Токарская работала в театре «Сатирикон»,  

- Г. Шапошников работал режиссёром в театре Р. Виктюка, театре «Современник», театре им. Б Вахтангова, Театре Наций (г. Москва), а ныне возглавляет Иркутский академический театр им. Охлопкова, 

- К. Добрунов – главный режиссёр Донецкого областного русского драматического театра (г. Мариуполь), 

- А. Колбышев – кинорежиссёр (г. Санкт-Петербург, г. Минск),   

- Г. Кутасевич, И. Ужакова, И. Букатко много лет посвятили сцене Мукачевского областного русского драматического театра,  

- Л. Савицкий работал режиссёром театра на Таганке,  

- Е. Егорова служит актрисой в Донецком областном театре юного зрителя (г. Макеевка),  

- Т. Калюжная работала в Рыбинском драматическом театре, 

- О. Богданова, А. Пластун, В. Блинов, С. Малютин, Г. Яворский снимались в нашумевших рекламных роликах и документальном кино, 

- А. Гримайло работал на многих цирковых аренах страны. 

Валерий Семёнович воспитал и режиссёрские кадры. Под его руководством осуществили свои постановки: 

С. Константинов – «Затюканный апостол» А. Макаёнка 

К. Добрунов – «Сказка про Монику» С. Шальтяниса, Л. Яцинявичуса и «Альпийская баллада» В. Быкова 

Для постановки своих дипломных спектаклей на нашей сцене Валерием Семёновичем приглашались выпускники театральных вузов:

выпускник Театрального училища им. Щукина (г. Москва) Н. Пентюгин выпустил в нашем театре «Быть или не быть?» по трагедиям В. Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» 

выпускник Киевского театрального института им. Карпенко-Карого Ради Зухейр Мухаммед (Ирак) поставил с участием наших актёров «Четыре капли» В. Розова. 

В.С.Труфанов открыл при театре «Юность» студии – взрослую и детскую, которые являются и поныне кузницей актёрских кадров. Традиционно из года в год набираются новички, которых обучают актёрскому мастерству и сценической речи, сцендвижению и танцу. Окончившие студию становятся партнёрами опытных актёров на сцене «Юности».. 

Актёры театра и учащиеся театральной студии с большим энтузиазмом принимают участие в ежегодном внутритеатральном конкурсе «Роль, о которой мечтаю». Фрагменты из пьес, которые они подготавливают самостоятельно, помогают актёрам раскрыться и показать коллегам и режиссёру новые грани и творческий рост. По итогам конкурса нередко пьесы, предлагаемые актёрами, берутся в работу и остаются в репертуаре. 

Личностная и творческая база, заложенная В. С. Труфановым, живёт и будет жить в актёрах и традициях театра 

В 1985 году театр возглавил К. В. Добрунов. Продолжая традиции своего учителя, он проникновенно и правдиво поставил «Завтра была война» и «А зори здесь тихие…» по повестям Б. Васильева, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич о силе духа нашего народа и о судьбах, искалеченных войной. 

Обращение к классике и историческим темам в спектаклях «Ревизор» Н. Гоголя и «Театр времён Нерона и Сенеки» Э. Радзинского выявило современность и злободневность исторических аллюзий. В театральных программках появились новые имена: К. Свириденко, В. Селевёрстов, В. Хвостов, С. Погребняк, В. Плесканосов. 

К. Добрунов в каждой новой работе открывал горловскому зрителю новых талантливых актёров. В спектакле «И будет день» А. Дударева мощно и убедительно передал трагедию бывшего сотрудника НКВД по прозвищу Пифагор актёр Андрей Добрусин, нервно и жёстко вели конфликт опустившегося бывшего партработника и его супруги актёры Олег Дедов (Доцент) и Елена Дмитренко (Русалка). Спектакль «Звёзды на утреннем небе» А. Галина помог в полной степени реализовать трагикомедийный талант Ларисы Любимцевой (Анна). В спектакле «Золотой слон» А. Копкова зрительный зал взрывался хохотом от искромётного темперамента Ивана Фролова. Великолепный актёрский ансамбль Анжелики Закарьевой, Виктора Блинова и Анны Пластун в спектакле «Наш Декамерон» по пьесе Э. Радзинского принёс режиссёру и театру несомненную удачу. С этим спектаклем успешно прошли гастроли в г. Киев. 

В этот период усилиями Геннадия Шапошникова были осуществлены всего две постановки, но именно они меняют мировоззрение, царапают и очищают, вызывают катарсис. Неожиданное режиссёрское решение, кропотливая работа с актрисой, помогли Татьяне Калюжной прожить и пройти нелёгкий путь великой певицы в спектакле «Эдит Пиаф». В рамках творческого объединения «Театральная лаборатория» Г. Шапошников поставил драму-мистику «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского. Перед молодой актрисой Анной Пластун стояла сложная задача – сыграть старую, выброшенную из жизни Актрису, но с помощью неординарного режиссёрского хода ей это удалось в полной мере. А творческая группа создателей спектакля: А. Пластун, В. Блинов, С. Райков, А. Кальченко, Н. Сигарева сплотилась, сдружилась и поддерживает связи с режиссёром, несмотря на расстояния. 

В поисках новых форм и новой эстетики К. Добрунов приглашал для постановки других режиссёров. Выпускники Киевского государственного института культуры Вероника и Евгений Тыщук осуществили постановку своего дипломного спектакля «Мурлин Мурло» Н. Коляды, в котором по- новому открылись зрителю А. Поляков и Н. Строителева. Бывший актёр театра «Юность», режиссёр московского театра на Таганке Л. Савицкий поставил на малой сцене «Фрекен Жюли» Ф. Дюрренматта, а киевский режиссёр В. Фёдоров – «Рогатку» Н. Коляды. Эксперименты увенчались успехом и признанием горловской публики. 

В 1996 году К. В. Добрунов ушёл работать на профессиональную сцену. 

С 1996 по 2000 г. труппа театра пережила нешуточные драматические коллизии. Закрылась шахта «Кочегарка», её Дворец культуры остался без финансирования и отопления. Но, несмотря на минусовую температуру в помещении, малый зал театра наполнялся зрителями и актёры играли спектакли. Играли о пляжном сезоне на Рижском взморье – спектакль «Репетитор» Г. Полонского – и у главной героини Кати, которую играла Инна Тимотина, валил изо рта пар. Во время веерного отключения света, которое практиковалось в те годы, неоднократно спектакли прерывались и игрались заново в другой день. Так было и с французской комедией «Не верь глазам своим» Ж.-Ж. Брикера, М. Ласега. В этой искромётной комедии положений с острохарактерной стороны раскрылся творческий потенциал Сергея Райкова (Альбер Ламар) и Вадима Дмитриева (Фрэнк Хардер). Впервые за свою многолетнюю историю театр «Юность» обратился к украинской классике, в репертуаре появился водевиль «Бой-баба» Г. Квитки-Основьяненко. В атмосфере знойного лета, подсолнухов, с привкусом горилки и сала, колоритные народные образы создали Виталий Слобода (Потап) и Марина Полякова (Настя). Творческое руководство театром осуществляли В. Блинов и В. Яворская. 

В 2000 году в городе восстановили кинотеатр «Шахтёр». Все творческие коллективы Дворца культуры шахты «Кочегарка», в том числе и Народный театр «Юность», нашли своё пристанище в стенах кинотеатра. Для театра в фойе была построена малая сцена, но арки в фойе не были закрыты, и больше года театр ютился и репетировал в открытом пространстве кинотеатра. На большой сцене были выпущены новогодние сказки «Про Пашку, Наташку и нечистую силу» и «Волшебное кольцо». Когда же в малом зале были установлены стены, труппа театра восстанавливала старые спектакли и выпускала новые. Большой популярностью пользовался спектакль «Провинциальные сновидения» по водевилям А. П. Чехова «Предложение» и «Юбилей», в котором наряду с опытными актёрами ярко дебютировали Ю. Бондаренко и А. Петрушенко. 

2004-й год – переломный в истории «Юности», театр получил статус коммунального предприятия, получил частичную финансовую поддержку из городского бюджета. Театр продолжает возглавлять (уже в официальном статусе) главный режиссёр В. Н. Блинов, а директором театра становится В. И. Яворская. Появились долгожданные актёрские ставки, каждое воскресенье играются спектакли для детей на малой сцене, а вечерние спектакли для взрослых – 2-3 раза в месяц. Выездные спектакли для детей и молодёжи с нетерпением ждут в школах и детских садах. Лаконичная разборная конструкция декораций позволяет перевозить её с реквизитом, музыкальной аппаратурой и костюмами всего в 3 рюкзаках. Доходы от проката спектаклей вкладываются в укрепление материальной базы, которая за многочисленные годы требует обновления, также в изготовление декораций, реквизита и костюмов для новых спектаклей. За пять лет работы коммунального предприятия «Городской Народный театр «Юность» сделано немало: в целях улучшения звукоизоляции малого зала зашили стены гипсокартонном, фойе театра стало настоящим театральным фойе с портретами актёров, фотоколлажами из спектаклей, светильниками в старинном стиле, приобретена новая звуковая и световая аппаратура, пошиты 2 новых комплекта одежды сцены, появилось много новых сценических костюмов, возродилась традиция выпуска художественных полноцветных афиш. 

На сегодняшний день в репертуаре театра 16 спектаклей для всех возрастных категорий, но хочется обратить внимание на этапные для театра работы. 

Пустячок в 2-х действиях «Группа ликования» Н. Коляды приоткрывает зрителю таинственные кулисы, показывает драматическую изнанку театра, оголяет нерв в испепелённых душах артистов – они в этом спектакле основные действующие лица. В роли Лидии Петровны Дешёвых ярко и броско дебютировала Татьяна Долгополая. 

В грустной комедии «При чужих свечах» Н. Птушкиной жёсткая схватка жизненных позиций и нравственных ценностей, которая реализована через две женские судьбы. У Александрины Дмитриевны неумение любить опустошает и корёжит душу, а её случайная знакомая Алла в любовь бросается, как в омут, и… погибает. Нешуточные страсти с большим мастерством играет дуэт в составе великой актрисы Ольги Богдановой и молодой актрисы Инны Тимотиной. С этой ролью И. Тимотина становится ведущей актрисой театра. 

«В бой идут одни старики» - так можно охарактеризовать актёрский состав, занятый в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина (драматический лубок с элементами кадрили в 2-х частях). Опытные мастера сцены А. Добрусин, С. Райков, В. Яворская, П. Нехаенко, Н. Нехаенко, А. Поляков, И. Тимотина правдиво погрузились в атмосферу уральского села в первые дни Великой Отечественной войны и послевоенные годы. На сцене не всё как в жизни, а сама жизнь: грустное переплетается со смешным, а слёзы тонут во взрывах хохота.  

Молодёжная психоделия в 2-х частях «Божьи коровки возвращаются на землю» В. Сигарева безжалостно вскрывает гнойники и социальные пороки нынешнего времени. Шокирующий молодёжный сленг в течении спектакля уходит на второй план, и сцену заполняет тема: чем и как излечить больную и раненую душу. Этот спектакль открыл молодых начинающих актёров: А. Деменкову, К. Гусакову, Я. Максимова, Д. Рыбака. 

В репертуаре много спектаклей для детей. В большинстве – это авторские работы В. Блинова, которые он пишет, исходя из творческого актёрского потенциала и технических возможностей театра. Это и сказка-догонялка о правилах дорожного движения «Буратино, берегись!», это и авторская версия «Ивасика-Телесика» (спектакль идёт на украинском языке), это и посвящение театру «Переполох в театре Гены», и многие-многие другие. В этих спектаклях вместе с опытными актёрами (А. Кальченко, С. Малютин, А Редька) пробуют делать первые шаги на сцене молодые актёры (И. Добрусин, А. Яворская) и учащиеся театральной студии (Е. Грабина, В. Аракелян). 

Коллектив театра полон творческих планов, мечтает о больших успехах. «Юность» хочет сама пройти весь нелёгкий путь познания Истины не только в искусстве, но и в жизни, чтобы утвердить или отбросить старое и открыть новое, прекрасное. Таково её творческое и жизненное кредо.

МАРШРУТЫ ГАСТРОЛЕЙ

  • 1964 – 1982 гг. – ДОНБАСС: Донецк – Мариуполь – Краматорск – Енакиево.
  • 1975 г. – МОСКВА, ПОДМОСКОВЬЕ: Тула, Щёкино, Киреевск.
  • 1977 г. – ГОРОДА ТИХОГО ДОНА: Ростов, Новочеркасск, Азов, Таганрог,    Красный Сулин, Гудово.
  • 1979 г. – СИБИРЬ: Кемерово, Прокопьевск, Киселёвск, Новосибирск,   Новокузнецк.
  • 1980 г. – МОСКВА, ЗАПОЛЯРЬЕ: Воркута, Ухта, Сыктывкар.
  • 1982 г. – САХАЛИН, ХАБАРОВСК, МАГАДАН, БРАТСК, СВЕРДЛОВСК,  МОСКВА, ЛЕНИНГРАД.
  • 1989 г. – НОВОРОССИЙСК.
  • 1991 г. – КИЕВ.
  • 1994 г. – СИМФЕРОПОЛЬ.
  • 2008 г. – ДОНЕЦК.
  • 2009 г. – ЗАПОРОЖЬЕ.